В плену у детских истерик. Обретение независимости.
Часть 2

Вспышки гнева – это нормальная часть развития трехлетнего ребенка. Но если к пяти годам в условиях заботы и верного стиля воспитания бурные проявления ребенка не уходят, а усугубляются и становятся привычным поведением, то целесообразно показать ребенка психологу и врачу.

В медицинской психологии и психиатрии специалисты часто наблюдают проявления истерических реакций у детей и подростков по степени и стойкости, находящиеся за пределами уровня нормального реагирования. Такие реакции чаще всего обусловлены резидуально-органическими повреждениями головного мозга ребенка и (или) дисгармоническим развитием личности. Кроме того, при здоровой физиологической составляющей истерические реакции у ребенка могут быть последствиями острого стрессового и посттравматического стрессового расстройства.

Резидуально-органические расстройства у детей представляют собой поражения нервных тканей головного мозга, вызванные сложной беременностью, родовыми травмами или инфекционными заболеваниями. В последнее время, число детей с органическими повреждениями мозга возросло по причине роста числа родов, при которых возникает гипоксия плода.

В раннем возрасте органическая симптоматика проявляется в эмоциональной и поведенческой сфере ребенка разнообразными неврозоподобными и психопатоподобными реакциями, которые похожи на невротические. По мере взросления ребенка патологические реакции усиливаются, переходя в эмоциональные и поведенческие расстройства. К ним относят синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), детские тревожные и фобические расстройства, оппозиционное расстройство поведения, а также расстройства социального функционирования и др.                                                                                 В этом случае коррекция эмоциональной и поведенческой сферы ребенка без медикаментозного лечения невозможна, поскольку речь идет о повреждениях нервной системы.

К дисгармоническому психическому развитию относятся такие варианты развития личности как психопатии и невротическое развитие личности. Данные характерологические расстройства находится на границе между психическим здоровьем и болезнью.

Невротическое развитие личности формируется постепенно и поэтапно.     Сначала оно начинается с невротических реакций, которые могут проявляться у детей уже с грудничкового возраста. При неблагоприятных факторах развития (включая воспитание) невротические реакции переходят в детские невротические состояния, которые со временем формируются в невротические расстройства с возможным преобразованием в невротическое развитие личности.

Невротические реакции по истерическому типу чаще возникают у детей, которых воспитывают по принципу потворствующей гиперопеки или “кумира семьи”. Их любят, балуют, исполняют любые пожелания. Личностные особенности таких детей характеризуются инфантилизмом, демонстративностью, склонностью к фантазиям и отрицанию негативных аспектов своей деятельности. Истерика начинается тогда, когда ребенку в чем-то отказывают, или не идут у него на поводу. При удовлетворении всех требований маленький хитрец сразу успокаивается и вскоре понимает, каким способом легче добиваться желаемого. Таким образом, истерики повторяются все чаще и чаще, “расшатывая” нервную систему ребенка и родителей. Постепенно склонность к истерическим реакциям становится устойчивой чертой характера ребенка и формирует у него невротическое развитие личности по истерическому типу.

Также истерические припадки у детей могут возникать при генетической предрасположенности, неустойчивой нервной системе, схожем поведении взрослых, в неблагополучных семьях при алкоголизме или наркомании родителей.

При невротических реакциях по истерическому типу медикаментозное лечение детей раннего возраста, чаще всего, не показано, а психологическая работа с родителями крайне необходима. Очень важно выбрать верный стиль воспитания, при котором ребенок в ответ на истерику, не получал бы от родителей положительного подкрепления.                                                                Детские истерические реакции, которые не были вовремя скорректированы, укореняются в психике ребенка особенностями характера и постепенно переходят в истерический невроз или другие невротические и психосоматические состояния.

В основе истерического невроза (невротического развития личности по истерическому типу) лежит противоречие между завышенным уровнем притязаний человека к себе и окружающим и отсутствием возможностей их реализовать. Иными словами, истерический невроз – это невозможность принять разницу между желаемым и действительным. Давно подмечено, что проявления истерии чаще наблюдаются у изнеженных детей со слабой волей и неприятием критики в свой адрес. Они не приучены к труду и не признают слова “нельзя” и “надо”, в их сознании доминирует принцип “дай” и “хочу”. При ущемлении интересов или других психотравмирующих ситуациях, воздействующих на нервную систему ребенка, истерический невроз прорывается наружу. К сильной истерике с демонстративными эмоциональными реакциями со временем подключаются физические реакции: двигательная расторможенность, нарушение зрения, слуха, речи или чувствительности кожи. Также при истерическом припадке частыми являются головные боли, расстройства пищеварения, дыхания, покалывания в области сердца. Окончательно истерический невроз раскрывается в подростковом возрасте.

Вылечить самостоятельно невротическое развитие личности невозможно. Лечение обычно начинается с того, что ребенка показывают профильным врачам: педиатру, гастроэнтерологу, кардиологу и др. При прохождении обследований выясняется, что физически ребенок здоров, и тогда он направляются к неврологу или психиатру на предмет изучения психоневрологического состояния. Чаще всего врач назначает ребенку успокоительные средства и советует занятия с психологом по коррекции и развитию личностной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Психологическая коррекция позволяет ребенку осознать и выразить имеющиеся у него негативные чувства, позитивно относится к себе и другим людям, более устойчиво переносить жизненные трудности, развивать самостоятельность.

В структуре расстройства личности (психопатии) у ребенка отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сферы, при относительной сохранности познавательной и интеллектуальной. Формирование психопатии у ребенка может быть вызвано либо внутренними генетическими и физиологическими факторами, либо внешними, такими как отсутствие родителей или их длительное, неблагоприятное воздействие на ребенка деструктивным образом жизни или системой воспитания.     

Истерическое расстройство личности начинает проявляться уже с раннего возраста. Ещё в дошкольный период дети с истерическими чертами личности, привлекают к себе внимание взрослых как положительными чертами, такими как артистичность и эмоциональность, так и нежелательным поведением в виде драк со сверстниками и всевозможных протестов. В любом случае, детские проявления истерического расстройства не так ярко выражены, как подростковые, и рассматриваются не с позиции тотального нарушения личности, а с позиций невротических реакций и нарушения поведения, которое можно скорректировать.

В подростковом возрасте личностный дефект истерической личности усугубляется. В погоне за вниманием, и чтобы выделится среди других, молодые люди совершают опасные поступки, формируя у себя склонность к девиантному поведению. Свое время они проводят безответственно и праздно, без стойких увлечений и интересов. Монотонная деятельность истероидных психопатов быстро истощает. Они предпочитают авантюры, экстремальные развлечения, частые праздники без повода. Все мысли людей с истерической психопатией о собственном удовольствии и комфорте. Они подчиняют своим желаниям окружающих, требуют не только внимания, но и выполнения своих прихотей. Это может проявляться в шантажном поведении, сценах агрессии и горя, демонстративных попытках суицида. Их поведение эмоционально опустошает и выматывает близких.

Не только истероидная психопатия может проявляться яркой истерической симптоматикой. Шизоидные психопаты, нарциссы и лица возбудимого круга также могут клинически проявляться таким образом. Общие черты, присущие всем этим людям: инфантильность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, излишняя впечатлительность и эгоизм.

Лечение при истерическом расстройстве личности – крайне непростой комплекс разносторонних мероприятий, включающий в себя медикаментозную терапию и психотерапию. Пациент различными способами пытается воздействовать на врача и близких, манипулировать ими. Угрожает самоубийством, отказывается от приёма препаратов, занимается самолечением и т.д. Поэтому психотерапия — обязательна для коррекции истерической психопатии. Методики психотерапии разнообразны и в каждом случае подбираются индивидуально. С помощью них к пациенту приходит осознание причин данного поведения, разрабатываются новые более продуктивные способы реагирования и поведения.

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее:

В медицинской психологии и психиатрии причинами частых и сильных истерических реакций у детей и подростков, являются нервно-психические расстройства и (или) дисгармоническое развитие личности. Симптоматика этих нарушений по большей части начинает проявляться уже с раннего детского возраста.

На физиологическом уровне резидуально-органические расстройства у детей представляют собой поражение нервных тканей головного мозга. Маскируясь невротической симптоматикой, они проявляются бурными истерическими реакциями, протестным, агрессивным или тревожным поведением. Самостоятельно, без комплексного лечения врача и работы клинического психолога, преодолеть болезненное состояние ребенка невозможно. А вовремя невылеченное в детском возрасте органическое расстройство в последствие часто переходит в более серьезные нервно-психические заболевания и деформацию личности.

При детских невротических реакциях по истерическому типу медикаментозное лечение детей раннего возраста, как правило, не показано, а психологическая работа с родителями по вопросам укрепления нервной системы малыша и формирования верного стиля воспитания крайне необходима. Очень важно обеспечить ребенку стабильные, спокойные условия развития, удовлетворяя не его капризы и прихоти, а истинные возрастные физиологические и психологические потребности.

Вовремя не скорректированные детские истерические реакции, укоренившись в психике ребенка устойчивыми эмоциональными и поведенческими привычками, становятся его характерологическими особенностями, формируя особый невротический склад личности по истерическому типу.

Истерический невроз относится к разряду невротических нарушений. Помимо эмоциональных расстройств клинически он часто проявляется двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями. Его отличие от соматических болезней — отсутствие физиологических причин заболевания, что отчетливо прослеживается при использовании аппаратной диагностики (КТ, МРТ, УЗИ и др.), а также других современных диагностических методик.

Несмотря на длительность и стойкость невротических и психосоматических проявлений в структуре истерического невроза эти изменения обратимы. Это значит, что при своевременном обращении за квалифицированной медицинской помощью и прохождении психотерапии невротический конфликт разрешается и состояние ребенка освобождается от истерической симптоматики.

Истерическое расстройство личности (истерическая психопатия) — это аномальное развитие эмоционально-волевой, мотивационной и поведенческой сферы человека. Это особый склад личности, в основе которого лежит внутренний конфликт между завышенным уровнем притязаний на признание своих достоинств и достижений, и неспособностью к длительному волевому усилию их развить или достигнуть. Поэтому мир воспринимается как сцена, а окружающие люди как зрители и марионетки в театре “одного актера”. У детей истерического склада патологические склонности проявляются в демонстративном, манипулятивном поведении с частыми истериками, обмороками, приступами удушья и сердечной симптоматикой.

Диагноз истерической психопатии, как правило, ставится ребенку не раньше подросткового возраста. Диагностирует его врач-психиатр. Основным методом лечения истерической психопатии является длительная психотерапия с её разнообразными методиками. Подросток в ходе работы осознает связь между своим поведением и внутренними личностными потребностями, находит в себе ресурсы для преодоления неприятностей, учится по-иному реагировать на стрессовую обстановку. Медикаментозная терапия дополняет лечение при необходимости и при строгом контроле врача. Используются антидепрессанты, нормотимики и другие корректоры поведения.

Рассмотрим пример из практики:                     На консультацию к клиническому психологу пришли родители с ребенком 2,5 лет. Со слов мамы мальчик тревожен, брезглив, в еде избирателен, в быту требует поддерживать устоявшийся порядок. До сих пор сосет мамину грудь, и при попытках отучить его от данного способа питания, устраивает истерики, которые родители не в состоянии выдерживать. Мальчик также без видимых причин боится людей, включая своих ровесников, избегает игр и общения с ними. Признает только маму и папу. Со своими дедушками и бабушками ведет себя настороженно, каждую встречу привыкает к ним вновь. Изначально на любые предложения, новые игрушки и одежду реагирует отказом, говорит твердо “Нет”, пятится назад, готовый расплакаться и впасть в истерику, чем очень пугает родителей. Новую еду выплевывает. Зацикливается на определенных предметах и действиях с ними, часто повторяет одни и те же вопросы и фразы. В играх проигрывает однотипные сюжеты, используя преимущественно одни и те же игрушки. Не любит чистить зубы, уши, стричь волосы и ногти. Настаивает, чтобы родители делали за него элементарные вещи: подали игрушку, покормили, сняли одежду. Детский сад ребенок не посещает.

Со слов мамы записан анамнез: беременность первая, в возрасте 27 лет, желанная, протекала на фоне стресса и сильных отеков. Роды в срок, путем планового кесарева сечения. Родился без травм, закричал сразу. Раннее нервно-психическое и речевое развитие соответствует возрастной норме. Ребенок с самого рождения был слабым, беспокойным и плаксивым, и поэтому оба родителя делали все, лишь бы не тревожить и не расстраивать его. В возрасте двух лет обращались к неврологу по поводу “хождения на носочках”, и появления навязчивых фраз и движений в виде подергивания плечом. Невролог определил, что ребенок возбудимый, тревожный и назначил медикаментозную терапию. Родители избирательно давали назначенные врачом лекарства, поскольку некоторые из них могли вызвать нежелательные побочные эффекты. В итоге, спустя несколько месяцев, эмоциональное состояние и поведение ребенка не улучшилось. Мама призналась, что сама по натуре очень тревожная и остро воспринимает многие обыденные ситуации. Папа работает дома и ежеминутно включен в деятельность и настроение ребенка и жены. 

По наблюдениям психолога, мальчик физически и познавательно развит на свой возраст, но его эмоциональное и поведенческое развитие отстает от сверстников и протекает с особенностями. Ребенок очень тревожный, мнительный и капризный. Находясь в кабинете детского психолога, где есть различные игрушки, воздушные шары, батут и качели, ребенок не мог самостоятельно себя занять, постоянно требуя внимания и участия обоих родителей, манипулируя ими. Любые предложения психолога посмотреть игрушку или поиграть во что-то, сопровождал отказом и протестными реакциями, используя одну и туже схему поведения: тревожился, пятился назад, готовый расплакаться и впасть в истерику, твердо повторяя: “Нет-нет”. Естественно родители полностью переключались на малыша, боясь его истерики, и теперь все трое были вовлечены в уже привычные для их семьи чувства тревоги, страха и беспомощности. Далее, по привычному сценарию, каждый исполнял свою роль: мама и папа тревожно утешали ребенка, чувствуя свою беспомощность. Ребенок получал внимание и любовь, контролируя окружающих и ситуацию (тревожным контроль необходим как способ справляться с тревогой). Когда оба родителя были включены в деятельность малыша, он играл и общался с ними спокойно, игнорируя психолога. Если родитель обращался к психологу с вопросом, то “маленький главнокомандующий” бросал игру и начинал требовать внимание, однозначно давая понять, что если родитель срочно не переключиться на него, то будет неслыханная истерика. Даже при таком заботливом и внимательном поведении родителей истерики избежать не удалось. И по своему проявлению и другим показателям она не соответствовала обычному детскому истерическому поведению. Здоровье ребенка явно было не в порядке. Родители это понимали, но боялись правды и последствий.

Проанализировав анамнестические данные, особенности внешнего вида ребенка, включая его физиологические, эмоциональные и поведенческие реакции, а также тип его воспитания (гиперопека и “Кумир семьи”), подкрепляющий его истерическое, манипулятивное поведение, психолог пришел к следующему заключению:

Первопричиной эмоциональной нестабильности мальчика является органическое поражение головного мозга, выражающееся в неврозоподобных синдромах: астения, страхи, эмоциональная лабильность, брезгливость, навязчивые движения, “зацикливание” на одних и тех же игрушках, повторение одних и тех же фраз и др.

Чтобы не подкреплять и не усугублять болезненные проявления ребенка, которые в последующем, с большей вероятностью, разовьются до нервно-психического заболевания с деструктивными чертами характера, психолог порекомендовал следующее:

1. Показать ребенка еще одному врачу неврологу и прояснить сомнения родителя по поводу медикаментов.
2. Выполнить все назначения врача (устранение органической симптоматики без применения медикаментозной терапии невозможно).
3. Поскольку ребенок очень маленький и на данный момент не здоров, то коррекция его эмоциональной и поведенческой сфер может осуществляться через родителей, которым в том числе необходимы консультации психолога по снятию собственной тревожности и определению ведущих принципов воспитания и способов их реализации.

В данном примере мы наблюдаем, как неблагоприятная органическая патология ребенка подпитывается внешними попустительскими и гиперопекающими факторами воспитания. И как бы ни были осторожны в своем взаимодействии с ребенком родители, без помощи врача состояние малыша не улучшится. Наоборот, если родители будут постоянно подстраиваться под нестабильное настроение, капризы и причуды ребенка, то у него к эмоциональным проблемам добавятся проблемы поведенческие и социальные, которые проявят себя в детском саду и школе. Войдя в привычку и укоренившись в характере ребенка, они еще больше обострят его болезнь и социальную дезадаптацию. А растерянные и не справляющиеся с ситуацией и с собственным ребенком родители под воздействием постоянного стресса рискуют получить невротизацию и ряд сопутствующих ей проблем в виде “разлада в семье” и психосоматических заболеваний. В итоге семейным благополучием и событиями в семье будет управлять болезнь ребенка, а не взрослые, которые мечтали о здоровом ребенке и счастливой семейной жизни. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста: психопатология развития. — СПб.: СпецЛит, 2013.                                                                     
2. Карелина И.О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017.             
3. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. Том 2. — М.: “Теревинф”, 2012.                                                                               
4. Под ред. Эйдемиллера Э.Г., Городновой М.Ю., Тарабанова А.Э. Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2022.                                                   
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2016

2020 Все права защищены

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

DikCXm

0
Клинический психолог, Детский нейропсихолог, Дефектолог
Комментарии: 0Публикации: 15Регистрация: 05-08-2021
Авторизация
*
*

61 − 60 =

Генерация пароля