ПУСТЫЛЬНИКОВА
ОЛЬГА ОЛЕГОВНА

клинический психолог, детский нейропсихолог, дефектолог и детско-подростковый психолог

ПУСТЫЛЬНИКОВА
ОЛЬГА ОЛЕГОВНА

клинический психолог, детский нейропсихолог, дефектолог и детско-подростковый психолог

В диагностической практике клинического психолога постоянно используются следующие формы обследования детей и взрослых:

  • нейропсихологическое;
  • патопсихологическое;
  • тест Векслера

В эти обследования входит диагностика:

  1. высших психических функций (ВПФ),
  2. эмоционально-волевой сферы,
  3. личностной сферы,
  4. уровня и структуры интеллектуального развития (тест Векслера).

Чаще всего, родители не знают какой вид диагностики будет наиболее информативен для понимания причин отставания или отклонения в развитии их ребенка. И если они, без уточняющего направления врача (невролога, психиатра), приняли самостоятельное решение о необходимости диагностики своего ребенка, то без понимания разницы между патопсихологическим и нейропсихологическим обследованиями совершенно не обойтись.

     Я предлагаю Вам вместе, подробно рассмотреть основные задачи, направленности и различия между патопсихологическим и нейропсихологическим обследованиями.

  1. Нейропсихологическая диагностика детей и подростков от 3 до 16 лет
    Нервно-психическое развитие ребенка начинается с момента его зачатия, сопровождается поэтапным созреванием мозга и влиянием на него окружающей среды. Созревание головного мозга — процесс длительный, поэтапный и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга.
     
    Нейропсихология — одна из отраслей клинической психологии, изучающая закономерности формирования, развития и протекания высших психических функций (ВПФ), закономерности их мозговой организации (локализации), особенности их нарушений при различной патологии мозга.
     
    К высшим психическим функциям относят:
    процессы восприятия (зрительное, обонятельное, слуховое, тактильное, временное, пространственное…)
    произвольное внимание;
    произвольные действия;
    произвольную память (визуальную, слухо-речевую, двигательную);
    целенаправленное, логическое мышление;
    творческое воображение;
    речь, письмо, счет;
    эмоционально-волевую сферу.
     
    Для развития каждой ВПФ существует свой сензитивный (благоприятный) период.
    Например, для развития речи наиболее природным и благоприятным периодом является возраст ребенка от 1 года до 3-х лет. Именно в этом промежутке закладывается основа речевой функции, и что будет упущено сейчас — позже может потребовать двойных усилий! Именно в этот период начинается интенсивное формирование у ребенка фонематического слуха, словарного запаса, распознавания экспрессивной речи, установление простейших причинно-следственных связей. Не будем забывать, что речь тесно связана с мышлением, она является регулятором психической деятельности человека и помощником в развитии остальных высших психических функций.
     
    Развитие двигательной сферы начинается с крупной моторики и переходит к более мелким мышцам (пальцы рук
    и пальцы ног). Базовые двигательные навыки начинают развиваться вскоре после рождения, а мелкая моторика — с конца первого года. При рождении движения младенцев неловкие, резкие и неконтролируемые. В течение
    следующих четырёх лет мозг будет совершенствовать схемы точности, плавности и произвольности движений.
    Развитие мелкой моторики тесно связано с речевым уровнем ребенка, а также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
     
    Развитие эмоциональной сферы. Одними из первых схем, которые строит мозг, являются схемы, управляющие
    эмоциями. Первые две эмоции противоположны: ощущение покоя и расслабленности и ощущение стресса и
    напряжения. Начиная примерно с двухмесячного возраста, они начинают развиваться в более сложные чувства.
    Эмоции развиваются слоями, каждый из которых сложнее предыдущего. Обеспечьте любовь и заботу, которые
    дадут мозгу ребёнка правильную эмоциональную стимуляцию. Пренебрежение ребёнком может вызвать мозговые волны, которые приглушают ощущение счастья. Жестокое обращение может вызывать тревогу, чрезмерный стресс и фактически повредить развивающийся мозг.
     
    К сожалению, все больше детей растут с задержками развития той или иной ВПФ, или с комплексом
    особенностей психического развития. Этому способствуют множество причин, зависящих и независящих от нас:
    образ жизни родителей до и после рождения малыша, качество современной медицины, и техническо-цифровой
    прогресс, в связи с которым, многие когнитивные, двигательные, кинестетические навыки мало употребимы, и
    почти исчезают (письмо, определение времени по часам, подвижные игры с другими детьми во дворах).
    Продолжительность нейропсихологического обследования зависит от возраста и индивидуальных особенностей
    ребенка, и варьирует от 1 до 1,5 часов. По результатам дается развернутое заключение, в котором отражаются
    топический анализ ВПФ, их качественный и количественный уровень развития, сильные и слабые стороны
    психической деятельности ребенка.
     
  2.  Патопсихологическое обследование (диагностика) детей и подростков от 5 до 16 лет.

    Детская патопсихология представляет собой раздел клинической (медицинской) психологии. Она изучает нарушения психического развития детей. Ее главной задачей является диагностика и коррекция психического развития детей с отклонениями.

    Диагностируются качественные состояние психических процессов (ВПФ): мышления, памяти, восприятия, внимания, особенности эмоционально- волевой сферы, а также другие личностные особенности ребенка, отражающиеся на его поведении и деятельности.

    Патопсихологическое обследование (диагностика) помогает установить реальный уровень развития ребенка, определяет его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявляет патологические особенности развития. Продолжительность патопсихологического обследования зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, и варьирует от 1 до 1,5 часов.

    По результатам патопсихологического обследования дается развернутое заключение, в котором отражаютсяполученные в ходе диагностики данные о состоянии высших психических функций (ВПФ) ребенка.

Нейропсихологические коррекционные занятия с детьми и подростками сенсомоторной, познавательной и
эмоционально-волевой сфер.
— с особенностями в развитии: ЗПР (задержка психического развития), СДВГ (синдром дифицита внимания и
гиперактивности), РАС (Аутистический спектр).
— с речевыми нарушениями: ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общее недоразвитие речи — любого уровня), Дизартрия, Алалия, Заикание.
— с нарушениями в эмоционально-волевой сфере: тревожность, страхи, агрессия, депрессии, неврозы (в т.ч. заикание) и т.д.
— с трудностями в обучении: СДВГ, Дисграфия, Дислексия;
Психокоррекционные занятия с детьми и подростками от 2 до 16 лет по проблемам:
— с эмоциональными нарушениями (страхи, тревожные расстройства, депрессии);
— с поведенческими и адаптационными нарушениями (интернет-зависимость, пищевая зависимость, конфликтность,агрессия и аутоагрессия, пассивность и избегающее поведение, трудности в коммуникациях);
— с психосоматическими и соматоформными расстройствами (в т.ч. пищевая непереносимость, нейродермит, астма, энурезы, энкопрезы и т.д.)
Консультационные и психокоррекционные занятия с родителями по проблемам:
— детско-родительских и сиблинговых отношений.
— психосоматических расстройств у детей.
— поведенческих расстройств у детей.

Свяжитесь со мной

Записаться на консультацию, заполнив форму

Телефон/Whatsapp +7 (926) 964-04-50


2020 Все права защищены

Авторизация
*
*

35 + = 40

Генерация пароля