В диагностической практике клинического психолога постоянно используются следующие формы обследования детей и взрослых:

  • нейропсихологическое;
  • экспериментально-психологическое (патопсихологическое);
  • тест интеллекта Векслера (часто входит в состав патопсихологического обследования);
  • психодиагностика эмоциональной, мотивационно-личностной сферы человека, а также сферы межличностных отношений.

Эти обследования направлены на диагностику:

  1. Высших психических функций (ВПФ) и состояние мозговых структур, их обеспечивающих;
  2. Познавательной сферы;
  3. Уровня и структуры интеллектуального развития (тест Векслера);
  4. Эмоционально-волевой и поведенческой сферы;
  5. Индивидуально-личностных особенностей;
  6. Детско-родительских и других межличностных отношений.

      Чаще всего, родители не знают какой вид диагностики будет наиболее информативен для понимания причин отставания или отклонения в развитии и поведении их ребенка. Несомненно, что самостоятельный выбор нужного вида обследования, без уточняющего направления врача (невролога, психиатра), и понимания разницы между вышеупомянутыми обследованиями крайне затруднителен.

     Предлагаю вместе, подробно рассмотреть основные направленности и различия между патопсихологическим и нейропсихологическим обследованиями. Первоначально отмечу, что диагностический материал при этих обследованиях во многом совпадает, но анализируется по-разному и направлен на решение различных задач. 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Нервно-психическое развитие ребенка начинается с внутриутробного периода и сопровождается поэтапным, неравномерным созреванием различных структур и областей головного мозга. Под влиянием внешних и внутренних (генетических и перинатальных) факторов, этот длительный процесс протекает в отношении каждой отдельной зоны мозга, обеспечивающей формирование и развитие определенных высших психических функций (ВПФ), к которым относят:

  • процессы восприятия (зрительное, обонятельное, слуховое, тактильное, временное, пространственное…)
  • произвольное внимание;
  • произвольные действия;
  • произвольную память (визуальную, слухоречевую, двигательную);
  • целенаправленное, логическое мышление;
  • творческое воображение;
  • речь, письмо, счет;
  • эмоционально-волевую сферу.

     Таким образом, нейропсихолог рассматривает высшие психические функции ребенка с точки зрения их зрелости, произвольности и опосредованности.

Опосредование деятельности заключается в умении ребенка сознательно оперировать предметами, понятиями и явлениями окружающего мира.

Произвольность состоит в том, что ребенок способен оценивать себя и свое поведение, развивать свои знания и умения, управлять результатами своей деятельности. Осознавать причинно-следственные связи реализуемых действий и поступков, ставить перед собой цели и достигать их.

     Бывает так, что анатомически мозг ребенка не содержит патологий, но есть отставание в созревании некоторых его зон или систем (функциональная незрелость). Или наоборот, как в случае с одаренными детьми, созревание функциональных систем, отвечающие за познавательную деятельность опережает свой возрастной уровень, но отстает от уровня сверстников в эмоциональной и коммуникативной сферах.

Итак, нейропсихологическое обследование позволяет определить:

  • зрелость и тип нервной системы ребенка;
  • силу и скорость протекания психических процессов;
  • зрелость и функциональную сформированность отдельных областей головного мозга;
  • состояние и уровень развития ВПФ;
  • нарушения ВПФ при локальных поражениях мозга.
  • взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.
  • причины и механизмы нарушений, отклонений и задержек в развитии ребенка;
  • появление в будущем определенных отклонений и трудностей в учебной, эмоциональной, поведенческой и коммуникативной деятельности ребенка.
  • готовность к школе и овладению школьными навыками (включая эмоциональную зрелость);
  • причины трудностей в освоении того или иного школьного предмета.  

     Нейропсихологическое обследование ребенка проводится, начиная с трех лет и не имеет верхней возрастной границы. Продолжительность варьируется от 1 до 1,5 часов, и зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. По результатам дается нейропсихологическое заключение, в котором отражаются топический анализ ВПФ, качественный и количественный уровень их зрелости и развития, сильные и слабые стороны психической деятельности ребенка, зоны его ближайшего развития.

     Руководствуясь результатами заключения, нейропсихолог дает родителям рекомендации по преодолению тех или иных трудностей, и разрабатывает индивидуальную коррекционную программу для ребенка.

     Подводя итоги к вышесказанному, нейропсихологическая диагностика нужна детям в случаях нарушения, отклонения, отставания или неравномерности психического развития. Она позволяет выявить соответствие развития ребенка его возрасту, причины трудностей в речевой, познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой и коммуникативной сферах.

     Говоря простым языком, нейропсихологическое обследование необходимо детям:

  • с диагнозами: ПЭП и другими органическими поражениями мозга, ЗПР, ЗПРР, Умственная отсталость, РАС, ДЦП, СДВГ, генетических синдромальных заболеваний (Дауна, Ретта, Вильямса, Мартина-Белла, Ангельмана, Прадера – Вилли, Клайнфельтера, Шерешевского – Тернера и др.);
  • с трудностями в крупной и мелкой моторике: моторная неловкость, двигательная расторможенность, невозможность определения ведущей руки;  
  • c недоразвитием и нарушениями устной и письменной речевой деятельности: дизартрия, алалия, ОНР, заикание, дислексия, дисграфия, зеркальное письмо и пр.;
  • с трудностями счетных операций: дискалькулия, непонимание условий математических задач;
  • с медлительностью, высокой истощаемостью, ленью, невнимательностью, невозможностью сосредоточиться, неспособностью самостоятельно сделать уроки, плохой памятью и другими трудностями, снижающие качество школьного обучения.
  • с импульсивностью, трудностями регуляции своих эмоций, действий и поведения.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Патопсихологическая диагностика выявляет структуру и динамику нарушений, а также закономерности распада психической деятельности ребенка (включая познавательную, эмоционально-волевую, поведенческую, личностную и межличностную сферы) в процессе его индивидуального развития.

     Важной задачей патопсихологического обследования ребенка является раннее выявление симптомов психического недоразвития, задержанного и дисгармоничного развития, дебюта психических заболеваний, невропатий, неврозов и т.д.     

     Далее, опираясь на данные патопсихологического обследования, клинический психолог проводит анализ выявленных нарушений, выделяя среди них первичные и вторичные симптомы, и определяет ведущий патопсихологический синдром, который является дополнением к синдромам, выявленных врачом.

     Врач, на основании медицинских анализов, наблюдения, беседы с родителями и ребенком, а также полученных диагностических данных, определяет тип нарушений у ребенка, ставит медицинский диагноз и назначает лечение.   

   После установленного врачом нарушения или заболевания, у патопсихолога возникает следующая задача — осуществление коррекционных и развивающих воздействий на выявленные у ребенка нарушения.

     Итак, обозначим конкретные случаи, при которых ребенку необходимо пройти патопсихологическое обследование:

  • при аномальном развитии, недоразвитии или задержке психического развития ребенка;
  • при нарушениях интеллекта;
  • при органических нарушениях ЦНС, при дисгармоничном психическом развитии ребенка (нарушениях в развитии познавательной, эмоционально-волевой личностной и межличностной сфер);
  • при комплексной диагностике ребенка на медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК) для определения типа коррекционной программы и индивидуального образовательного маршрута;
  • при нарушениях процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы;
  • для выявления причин трудностей обучения в школе;
  • при резких переменах в характере, отклонениях в эмоционально-волевой и поведенческой сферах;
  • в ходе судебной-психиатрической (СПЭК) и судебно-психологической (СПЭ) экспертизы, в процессе рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних.

     Опираясь на свой профессиональный опыт, считаю, что патопсихологическое исследование, правильнее проходить не по собственной инициативе, а по назначению врача. Поскольку именно ему для установления верного диагноза, нужны прояснения в определенных сферах психической деятельности ребенка. Врач при назначении патопсихологического обследования часто указывает какую сферу клинический психолог должен исследовать наиболее тщательно. 

     Длительность и процедура проведения патопсихологического обследования варьируются от 1 до 1,5 часов и зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, задач, и того вида психической деятельности, который изучается в данный момент. При патопсихологическом обследовании подростков уделяется особое внимание изучению структуре его личности, акцентуации характера, мотивационной сфере, направленности, самооценке и особенностей межличностных отношений.

     Результатом патопсихологического обследования является выданное на руки заключение, которое корректно называется “Заключение по данным экспериментально-психологического исследования”, где подробно проведен качественный и количественный анализ работоспособности, внимания, воображения, мышления и памяти ребенка. А также данные о структуре его личности и особенностей мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сфер.

     Оптимальный возраст ребенка для прохождения патопсихологического обследования начинается с 4-5 лет и не имеет верхней возрастной границы.

РАССМОТРИМ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИМ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЯМИ НА КОНКРЕТНОМ ПРИМЕРЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО ТРУДНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРАХ. 
     Степан 12 лет, ученик 6 класса. Мама обратилась к врачу психиатру по причине трудного, конфликтного характера и поведения ребенка, проявляющегося в школе и дома: грубость, агрессия, драки с ровесниками, игнорирование просьб взрослых, протестное поведение, резкая смена настроения, вспыльчивость, обидчивость на шутки и ситуации, часто не относящиеся к нему самому. Эмоциональные срывы заканчиваются драками, слезами, самовольным уходом с уроков или прекращением общения. Через час или два ребенок возвращается в спокойное состояние, учиться, общается играет, как ни в чем не бывало. В познавательной сфере ребенка отмечается излишняя медлительность, детализация, снижение функций памяти. В двигательной сфере — скованность, навязчивые действия.

     Из истории развития ребенка выяснилось: ребенок от 1-й беременности, протекавшей на фоне маловодия. Роды на 41 неделе, путем ЭКС, обезвоженные, по АПГАР 7/9. В анамнезе невролог указал перинатальную энцефалопатию (ПЭП). Нервно-психическое, психомоторное и речевое развитие формировались по возрасту, но до 12 месяцев, определялся мышечный гипертонус. Ребенок преимущественно действует левой рукой. В возрасте 8 — 9 лет перенес черепно-мозговую травму с сотрясением мозга и компрессионный перелом позвоночника. Трудности в эмоционально-волевой и поведенческих сферах наблюдались с раннего детства, уже в детском саду мальчик капризничал, обижался, дрался, отказывался выполнять дневной режим.

     Врач, назначил обследование, включая ультразвуковую диагностику, и исходя из полученных данных поставил ребенку предварительные диагнозы: “Расстройство личности и поведения вследствие заболевания повреждения и дисфункции головного мозга” и “Другие аффективные расстройства настроения”. Далее для точного определения диагноз и правильно назначенного лечения, врач направил ребенка на патопсихологическую и нейропсихологическую диагностику.

Результаты патопсихологического исследования на первый план выводят церебральные нарушения в работе головного мозга ребенка, влекущие за собой истощаемость нервно-психических процессов, снижение темповых показателей мыслительной деятельности. Эмоционально-личностная сфера ребенка характеризуется внутренней напряженностью, эксплазивностью, уязвимым самолюбием, нереалистичными требованиями по отношению к себе и окружающим, страхом неудачи, обидчивостью, защитной агрессией, и низкой адаптацией к фрустрирующим ситуациям. Поведение проявляется протестными формами, нетерпеливостью, негативизмом с выплеском аффекта из-за физиологических, эмоционально-личностных особенностей, а также затруднений в процессах целостного, адекватного восприятия ситуаций и неверной интерпретации целей и мотивов окружающих.

Таким образом, причиной снижения познавательных функций, трудностей в личностной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах, с большой вероятностью является органический патопсихологический синдром, т.е. органическое поражение мозга.  

Результаты нейропсихологического исследования помогли выявить проблемные зоны в работе мозга, а именно:

  • нарушения в I блоке мозга — “Энергетическом”, характеризующимся сниженными нейродинамическими характеристиками, гипертонусом, навязчивыми действиями, сниженными процессами запоминания и эмоциональными нарушениями, проявляющимися в форме эмоциональной возбудимости, повышенной реактивности, гневливости и протестных реакций;
  • функциональная несформированность межполушарных взаимодействий;
  • нарушения в работе II блока мозга “Переработка и хранения информации”, характеризующиеся функциональной несформированностью теменно-затылочной области (трудности восприятия и воспроизведение оптико-пространственных и конструктивных представлений), функциональной несформированностью теменной доли левого полушария (динамический, кинестетический и артикуляционный праксис), функциональной несформированностью зоны ТРО (трудности в графических и оптико-пространственных операциях, квазипространственных категориях);
  • нарушения в работе III блока мозга “Программирование, регуляции и контроля психической деятельности”, характеризующиеся функциональной несформированностью верних премоторных и префронтальных отделов коры больших полушарий, обеспечивающих планирование, регуляцию и контроль познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой деятельности.

     На основании анализа результатов медицинских и психологических исследований врач выставляет диагноз “Расстройство личности и поведения вследствие заболевания повреждения и дисфункции головного мозга” и назначает комплексное лечение:

  1. Медикаментозная терапия
  2. Занятия с нейропсихологом для коррекции органических нарушений мозговой деятельности.
  3. Психологическая коррекции личностных, эмоционально-волевых и поведенческих процессов.

     Подводя итоги вышесказанному приведем основные различия между нейропсихологическим и патопсихологическим обследованиями.

Нейропсихологическое обследование исследуя ВПФ, определяет степень их сформированости и развития. Далее с помощью нейропсихологического синдромального анализа выявляет проблемные зоны в работе головного мозга.  Методы нейропсихологии не предназначены для изучения структуры личности, ее ценностно-мотивационных компонентов.

     В отличии от нейропсихологического обследования, патопсихологическая диагностика, рассматривает состояние ВПФ не привязывая их к мозговой локализации. Полученные показатели ВПФ, а также показатели мотивационно-личностной сферы, сопоставляются между собой, выявляя психическое  нарушение  или заболевание ребенка.

     Общими задачами нейропсихологического и патопсихологического обследования ребенка является раннее выявление симптомов психического недоразвития, задержанного и дисгармоничного развития ребенка. В дополнении патопсихологическое обследование помогает выявить у ребенка начало невротических и психических заболеваний. 

     По итогам нейропсихологического и патопсихологического заключений составляются индивидуальные коррекционные программы, направленные на разные объекты психической деятельности ребенка.    

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

DikCXm

0
Комментарии: 0Публикации: 7Регистрация: 05-08-2021
Авторизация
*
*

6 + 4 =

Генерация пароля