— истерика, которая снимает с ребенка напряжение страха возможной неудачи;
— прокрастинация (перенос деятельности на потом);
— нежелание доводить начатое до конца;
— временная неспособность выполнить необходимое действие;
— болезнь, которая впоследствии переходит в психосоматическое расстройство.
Вы будете удивлены, но ребенку иногда необходимо сталкиваться с ситуациями фрустрации и испытывать психологический дискомфорт. Этот полезный опыт развивает у малыша более адаптивные и зрелые психологические защиты, которые помогают взрослеть, становиться сильной и здоровой личностью, умеющей ставить перед собой цели и достигать их.
Навык достижения успеха необходим человеку для поддержания своей самооценки и комфортного самоощущения. Поэтому с раннего возраста ребенку необходимо участвовать в играх и спектаклях в детском саду, посещать интересующие его занятия, проявлять себя в школе, иметь возможность раскрыть свои таланты среди сверстников, обмениваясь с ними опытом.
1. Дети, ориентированные на процесс и успех.
Такие малыши любят участвовать в конкурсах, учатся ради самого процесса, интересного общения, рассматривают неудачи не как потерю собственной ценности, а как способ научиться чему-то новому, улучшить свои навыки и расширить горизонты опыта. Родители этих детей, как правило, хвалят их за успехи и редко порицают за неудачи.
2. Дети, чрезмерно стремящиеся к успеху.
Внутренняя мотивация таких детей — это страх перед собственной неидеальностью, боязнь того, что они хуже других. Эти дети прикладывают невероятные усилия для победы, потому что она единственный способ избежать неудачи. По мере взросления у таких людей не хватает времени и энергии быть успешными во всех сферах жизни. Вследствие чего они вынуждены прибегать к специфической психологической защите, которая проявляется в прокрастинации (например, ребенок откладывает подготовку к контрольной или экзамену, и делает все в последнюю ночь перед сдачей). Если в результате он получает отличную оценку, это демонстрирует всем, что он исключительно талантливый. Если оценка неудовлетворительная, то каждому понятно, что за одну ночь даже очень способный человек не в состоянии выучить большой объем информации.
3. Дети, избегающие неудач.
Данный тип детей изначально не рассчитывает на успех и убежден, что проигрыш лишний раз подтвердит отсутствие у него способностей и талантов. Для сохранения своей ценности такие дети придумывают уловки в виде отговорок, отказа от участия, болезни или прибегают к переносу действия на потом. Взрослея, они часто ставят перед собой невыполнимые цели и задачи, а затем страдают от прокрастинации.
4. Дети, смирившиеся с неудачами.
С данной группой детей сложнее всего в плане мотивации, поскольку они уже приняли неудачу, как неотъемлемую часть своей жизни. Эти дети очень низкого мнения о себе и своих способностях, поэтому даже и не пытаются добиться успеха. Редкие положительные результаты своей деятельности они объясняют случайностью или везением.
Теперь, понимая природу страха перед неудачами, мы приходим к очевидному выводу о том, что в трудных ситуациях ребенка недостаточно подбодрить и сказать: “Ты справишься! Все будет хорошо!”. Здесь необходима систематическая работа по поддержанию чувства значимости и ценности ребенка, а также его ориентация на успех.
В ситуациях, когда ребенок избегает какой-либо деятельности, взрослому необходимо анализировать не только чувства и поведение ребенка, но и свои ощущения.
На первом этапе — это сочувствие, желание помочь, решить и сделать за ребенка. Но проходит время, и Вы начинаете замечать, что помогаете ребенку постоянно и практически все за него делаете. А он по-прежнему не проявляет инициативы и не стремиться к самостоятельности. Чаще всего на этом этапе ребенок осваивает удобное для себя поведение под названием “выученная беспомощность” и в дальнейшем виртуозно манипулирует Вами, избегая любые трудности и неудобства.
На втором этапе вы пытаетесь объяснить и оправдать поведение ребенка его особенностями, трудным заданием, другими причинами и обстоятельствами. Вы на постоянной основе делаете уроки и учитесь вместо ребенка и привлекаете к этому учителей, продолжая формировать в ребенке инфантильность, безответственность и укрепление страха перед неудачами. Пока ребенок учится в младших классах, его самооценка еще не страдает, поскольку она базируется на жалостливом и заботливом отношении взрослых. Но, начиная с 3-4 класса, школьник постепенно осознает, что его ровесники более умелые, самостоятельные и успешные, и к школьным трудностям прибавляются трудности коммуникации. Очевидно, что активным детям нравится общаться с веселыми, любознательными и равными по способностям друзьями, а Ваш ребенок сидит в сторонке и с ним никто не играет. Снова материнское сердце сжимается от жалости, Вы берете на себя обязанности ребенка знакомиться со сверстниками, заинтересовывать их общением или же избираете другую, более опасную стратегию, — заменяете собой друзей, устраивая ему развлечения, играя с ним, как сверстник. Таким образом, вместо помощи Вы оставляете ребенка одного, так как друзей он не приобрел, а мама потеряла в его глазах статус взрослого человека. Как Вы думаете, какой навык ребенок не приобрел на данном этапе? Чему он не научился?
На третьем, заключительном, этапе Вы уже сами чувствуете себя неуспешным и не способным помочь своему ребенку. Ведь несмотря на постоянную работу, внимание и заботу ребенок становится все капризнее, раздражительнее, слабее и не увереннее в себе. Как правило, в это период у него проявляются психосоматические заболевания, а у вас опускаются руки.
На практике, родитель избравший путь преодолевать трудности за любимое дитя, делает это вплоть до подросткового возраста, пока у ребенка не начинаются более сложные, чем страх неудачи, проблемы. Они распространяются на все сферы жизнедеятельности: характер, здоровье, учебу, друзей, хобби, и вишенкой на торте — отношения с Вами. Теперь вся его детская несостоятельность, агрессия выливается на вас — это вы во всем виноваты!
Ребенок на постоянную излишнюю заботу и помощь родителя, педагога и воспитателя реагирует беспомощностью, манипулятивным и зависимым поведением.
Дети, которых взрослые ограждают от трудностей и проигрышей, чаще всего вырастают робкими, тревожными, склонными к депрессивным состояниям и болезням. Их личностные качества характеризуются низкой самооценка и стрессоустойчивостью. Это происходит от того, что ранее дети не учились преодолевать трудные моменты и обстоятельства. Как и любой навык, достойный проигрыш достигается практикой. Если сейчас ребенок научиться преодолевать неудачи в играх, то получит большую пользу в виде стрессоустойчивости и таких жизненных навыков как:
— Навык преодоления и самообладания;
Дети, которые проходят через опыт проигрыша, развивают и укрепляют в себе способность справляться с различными ситуациями и преодолевать трудности. Находясь в окружении других людей, они понимают, что нужно стараться контролировать свои эмоции, иначе рискуют прослыть “плаксой” или “слабаком”.
— Обучение на ошибках;
Обычно игры требуют специфических навыков и определенных стратегий, которые дети развивают в себе, а при проигрыше анализируют, какие ошибки допустили и как улучшить свой результат в следующий раз.
— Эмпатия;
Если ребенок испытывал на себе горечь поражения и радость победы, то ему легко понять, что чувствует в таких ситуациях другой человек.
— Уверенность в себе;
Совершенствуя навыки, дети улучшают свои результаты в играх, в которые ранее проигрывали, тем самым формируя веру в себя и уважение к своему труду и достижениям.
— Зрелое восприятие жизни;
Каждый раз, когда ребенок преодолевает страх проигрыша, а также боится с чем-то не справиться, он начинает прикладывать усилия для достижения цели. Так формируется убеждение, что для достижения желаемого, нужно работать.
— Радость от процесса;
Дети, которые не боятся проигрывать, способны прекрасно и весело проводить время с другими детьми, наслаждаясь общением и совместным досугом.
Что же необходимо сделать взрослым, чтобы помочь ребенку воплотить в жизнь модель счастливого, успешного, ответственного и зрелого человека? Как научить его ориентироваться на успех, получать удовольствие от процесса, переживать неудачи спокойно, а препятствия преодолевать уверенно?
Бурная реакция в виде истерики, сильного плача или убегания прочь нормальна для детей младшего и дошкольного возраста. Если школьник демонстрирует подобное бурное поведение при проигрышах или в преддверии контрольных работ, то, руководствуясь последним советом, лучше откорректировать эту проблему с психологом. Поскольку здесь уже идет речь не только о страхе не справиться, но и о низкой самооценке, неумении контролировать свои эмоциональные и поведенческие процессы.
Итак, что нужно делать, чтобы научить ребенка справляться с проигрышем или неудачей?
Как Вы можете повести себя неверно?
В заключение добавлю, что когда ребенок старается избежать какой — либо деятельности из-за страха с ней не справиться или демонстрирует поведение, ориентированное на неудачу, — мы в него верим! Мы верим, что он замечательный и у него есть много ресурсов справиться с трудностями. Мы проговариваем ребенку его сильные стороны и положительный прошлый опыт. Демонстрируем свое спокойное отношение к предстоящей преграде, подсказываем, как легче ее преодолеть, на какие этапы разбить, тем самым давая ребенку понять, что у него есть поддержка и участие взрослого.
Важно говорить с ребенком, каким образом страх перед неудачами влияет на жизнь человека. Взрослый, помогая малышу преодолеть страх неудачи, способствует укреплению его самооценки и психического здоровья в целом. А научив ребенка справляться со своими эмоциями, ставить перед собой цели и достигать их, мы развиваем не только его эмоциональные и волевые, но и личностные качества.
Ключ к детскому успеху — практика!
Список использованной литературы
2020 Все права защищены